Шторы Интерьеры Публикации Дом-студия

ИГРА СВЕТА

╚M&D Residence╩ ╧9 Сентябрь 2003 Статья Анны Мирошниченко.


Она обладатель трех патентов с довольно витиеватыми формулировками: "Способ декоративной отделки ламбрекенов", "Способ декоративного оформления занавешивающих окна полотнищ", "Шторы со стереоскопическим эффектом": Трудно поверить, что Марина Усан начала заниматься шторами всего семь лет назад. Однажды подруга, демонстирируя новую квартиру, обратила ее внимание на итальянские шторы, сделанные вручную. И Марина решила: такую вещь вполне возможно сделать самой. Тем не менее, "переключиться с платьев на шторы" (до того она занималась индпошивом) оказалось только с виду легко. "Над первыми своими шторами я плакала, как не плакала над самыми сложными моделями одежды, - вспоминает дизайнер. - Выяснилось, что надо учитывать массу нюансов. Например, шторы, сшитые из одного рулона, могут давать разную "оттяжку": ткань в самом начале рулона уже растянулась, а та, что ближе к концу, намотана более свободно - значит, в готовой шторе вытянется больше. Не говоря о том, что при смене освещения ткань "ведет себя" по-разному. Неправильно подобранная подкладка, незаметная при искусственном свете, при дневном может создавать эффект подпалин. Стразы, украшающие ламбрекен, могут "заиграть" в свете люстры, но если источник расположить неправильно, будут почти незаметными".

Быть может, именно из-за непредсказуемости игры света Марина редко представляет заказчику эскизы будущих изделий. Ведь на бумаге, как и на фотографии, невозможно передать все нюансы этой игры.

- Марина, как вам удается объяснить заказчику, какая именно будет вещь и чем она хороша?

- Наверное, мне повезло: обычно мои заказчики знакомы с моими работами, поэтому полностью мне доверяют. Конечно, я могу набросать эскиз: Но одно дело - показать, как "сидит" платье, другое - объяснять, как одна тесемочка ляжет к другой в отделке шторы. Невозможно! Тем более, что я сама часто не знаю, каков будет окончательный вариант. Даже одна деталь может все изменить. Фирмы, которые все заранее оговаривают в контракте, идут проторенным путем: заказана определенная ткань, рассчитан метраж, "подогнано" нужное количество отделки, контракт подписан - уже нельзя ничего переделать: Я поступаю иначе: у меня дома очень много разной отделки (купленной, кстати, на мои деньги: долгие годы я скупала буквально все, что могло пригодиться в работе). К тому же мне очень помог мой первый, до сих пор "любимый" заказчик Шакен: он поверил в меня, помог мне в самом начале, предоставив все возможности для творчества. И сейчас, как только появляются свободное время и средства, я иду по магазинам пополнять запас. Так что заказывать специально мне ничего не нужно, остается только решить: можно в данном случае использовать вот эту тесьму, подойдут эти стразы или другие. Как видите, весь процесс у меня происходит "вживую". И еще я очень люблю, когда заказчик "работает" вместе со мной. Бывает особенно интересно, если это пара. Обычно всем занимается женщина, а мужчина до поры до времени вроде бы ни на что внимания не обращает. Зато, когда дело доходит до последней комнаты, тут же "включается" в разговор. Здесь, в моей квартире, не один "большой человек" - в костюме, при галстуке - ползал по полу, укладывая тесьму, розочки и стразы.

- Каждая из ваших штор создается "под интерьер"?

- Не всегда. В настоящий момент, например, я делаю шторы под интерьер итальянской фабрики, выпускающей лицензионную мебель VERSACE. Тематикой и символикой Версаче пронизана вся "атмосфера" этого предприятия. Но бывает, шторы создаются "под человека", а интерьер после "прилагается" сам. А недавно заказчику так понравилась штора, сделанная для офиса, что он попросил и дома сделать такую же. Получилась "парадная" штора, высотой пять с половиной метров. В любом случае я не могу начать работу, не увидев человека, не поговорив с ним. Обычно по тому, как человек обставляет свою квартиру, по каким-то незатейливым мелочам, можно представить, какие шторы ему подойдут. И особенно это заметно: по спальне. Это - самое "личное" место в доме, и по тому, как обставлена спальня, я угадываю, что человеку нужно. Ведь шторы - вещь, которую не заткнешь в угол, не прикроешь пледом, как кресло или диван, да и поменять соберешься не скоро. Шторы сопровождают нас с утра до вечера. Если перечитать романы Ремарка, замечаешь, что у него всюду присутствует окно. Наш взгляд все время направлен в сторону света, и от того, как штора обрамляет этот свет, в немалой степени зависит наше настроение. Возможно, поэтому я не люблю асимметрию. Мне кажется, что в жилом доме не должно быть никакой дисгармонии, пусть даже внешней. Мне странно, когда дизайнеры предлагают для спален оттенки синего, зеленого: свет, проникающий сквозь шторы зеленых оттенков, вряд ли украсит человека утром. В спальне должны доминировать теплые тона - например, телесные.

- Существует ли в Москве рынок элитных штор? Другими словами, есть ли у вас конкуренты?

- Я была бы очень рада, если бы узнала, что такой рынок есть. Возможно, подобной работой занимается кто-то еще, но, к сожалению, мне эти люди незнакомы. Конечно, когда нет конкурента, можно расслабиться. С другой стороны, если он есть - значит, то, что ты делаешь, признано обществом. До недавних пор у нас считалось: настоящие шторы шьются в Англии. Это сейчас люди начинают гордиться вещами, сделаными в Москве, это касается не только штор. Наконец-то мы начали себя уважать, говорить: мы делаем лучше! Но даже сегодня для многих шторы ручной работы, с уникальной отделкой - вещь непонятная. Такого больше нигде нет, вот люди и мучаются вопросами: сколько за это платить? А надо ли вообще покупать?..

- В таком случае, откуда вам удается брать новые идеи?

- Новые идеи возинкают не обязательно из опыта коллег. Когда я шила одежду - бальные, выходные, красивые вещи, - показы мод не посещала. Я ходила в театр - посмотреть на красиво одетых людей, и воплощала какие-то увиденные идеи. Сейчас происходит то же самое. Чему-то я учусь у знакомых художников. А недавно была на Востоке, и чувствую - он меня "насытил". Хотя сложно сказать, какие именно линии воплотятся в ближайших работах.

- Если не ошибаюсь, вы - не только конструктор одежды и обладатель патентов, но и специалист по вышивке:

 - Таким специалистом я не являюсь, хотя и вышивать, и вязать умею. Я люблю пользоваться готовыми вышитыми изделиями, а для этого надо знать, как они создаются. Вот, например, ламбрекен (на кухне) украшен аппликацией из деталей готовых вышитых воротничков. Другой такой аппликации в природе нет: воротнички я разрезала и из разных деталей "собрала" рисунок. А сейчас моя самая большая любовь - металл: металлический рисунок, металлическая декорация. Однажды я делала шторы к интерьеру, где мебель была украшена металлическими накладками, очень красивыми. И я "загорелась": можно ли повторить, смоделировать? Оказалось - можно. Сейчас, например, собираю орнамент из металлических деталей, хочу украсить его стразами. А стразы я взяла из арабских женских украшений - просто разломала несколько красивых колье. А так как к металлической основе эти стразы не приклеить, то я высверливаю в металле маленькие отверстия ювелирной гравировочной машинкой. Чтобы стразы "входили" в них, как камешек в кольцо.

- Если каждая деталь требует такой тонкой отделки, то сколько же времени занимает изготовление шторы? Сложно поверить, что всю эту работу делает один человек:

- Но это так. Конечно, все эти годы мне много помогала моя мама. Еще у меня есть надежная помощница Оксана, которая подшивает шторы - снизу, с боков, внутри. А время - вообще понятие относительное. Я могу работать несколько дней подряд. Если работа "идет" - сна как такового нет. Бывает, штора "ложится" сразу, а бывает - всю отделку приходится отрывать и пришивать заново. Сейчас, например, я сняла шестнадцать декоративных деталей, заменила их новыми. За три месяца мне нужно сделать одиннадцать окон. Недавно, правда, у меня был перерыв: четыре месяца я не работала, "никому не была нужна". Так что, это - не поток, не конвейер. Штучная работа. 

- Таким шторам, наверное, нужен особый уход:

- Ничего особенного - шторы прекрасно чистятся пылесосом. Отделка пришита крепко. Вообще я предпочитаю, чтобы шторы "работали" как декорация, а для создания темноты использовался подшторник. Это может быть "римская штора", которая складывается гармошкой и уходит вверх, а может быть горизонтально раздвигающаяся. Красиво уложенная "юбка" сама по себе украшает интерьер, зачем ее трогать дважды в день? Да и ткань при изготовлении "декоративных" штор экономится: в собранном виде на один метр пространства используется минимум два-два с половиной метра ткани.  

- И напоследок: что такое "шторы со стереоскопическим эффектом"?

- Представьте себе светопропускающую ткань: когда на нее попадает солнце - она прозрачна. На этом основан стереоскопический эффект. Например, штора с обеих сторон украшена аппликацией. При освещении из комнаты - видна одна композиция, а при дневном свете из окна - другая. Впервые я столкнулась с этим, когда создавала "штору-башню" для интерьера в египетском стиле. Необходимо было создать имитацию древней каменной кладки. Оказалось, что каждый шелковый "кирпичик" при определенном освещении приобретает эффект объема! Из тканей так "работает" только шелк. Но надо помнить, что в шторах с аппликацией "проявляющаяся" картинка может преподнести сюрприз: например, вместо плавников у рыбки окажутся видны "косточки". В таком случае приходится всю аппликацию снимать и переделывать заново. То есть каждая работа - это очень живой, эмоциональный процесс. Поэтому все свои шторы я помню в деталях. А что такое искусство, как не игра этих самых деталей?


Истории

AD "Марина Усан"
[2004-11-12] AD ARCHITECTURAL DIGEST. САМЫЕ КРАСИВЫЕ ДОМА МИРА ╧11 ноябрь 2004

ПАТЕНТ ╧4
[2004-11-12]

Персона ELLE ДЕКОР
[2004-03-31] ELLE ДЕКОР ╧ 29 апрель 2004г. Статья Карины Яновской

ИГРА СВЕТА
[2004-01-29] ╚M&D Residence╩ ╧9 Сентябрь 2003 Статья Анны Мирошниченко.

ОЖИВЛЕНИЕ МАТЕРИИ
[2004-01-29] "Vincent" ╧7 декабрь 2003-январь 2004 (г. Сочи). Статья Марии Кристал.

ПАТЕНТ ╧1
[2004-01-29]

ПАТЕНТ ╧2
[2004-01-29]

ПАТЕНТ ╧3
[2004-01-29]

Международная публикация ╧1
[2004-01-29]

Международная публикация ╧2
[2004-01-29]

Интеллектуальное агентство De-tally. Все имеет значение